Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Педагогика

Каждого ребёнка  Просмотрен 308

 

Для того чтобы овладеть письменной речью, ребёнку необходимо переживать и нужность, и жизненность, и естественность письма. Выдвигая эти требования, Л.С.Выготский, естественно, базировался на целостности Природы в Ребёнке, которая заложила в него огромные потенциальные возможности, вдохнула в него силы, рвущиеся к бурному проявлению.

Безграничные возможности ребёнка даются учителю в руки, он может укротить и приручить его стихийные страсти, найти им нужное русло и применение и направить мощную внутреннюю энергию на свершение добрых дел.

Ребёнок обретает подлинные человеческие качества, когда постоянно настраивается делать не то, что хочет, а то, что надо ради его же блага, а это он пока что осознаёт не до конца, хотя непременно должен понять и принять, постепенно заменяя сиюминутные удовольствия действиями, связанными с выработкой чувства ответственности, обязательства, долга, с восприятием Красоты, Силы Слова.

Если ребёнок читает и пишет, то это не просто для того, чтобы он умел читать или писать, а для того, чтобы он развивался в процессе чтения и письма, узнавать больше о людях, о Мире, о Вселенной, о самом себе. В это «нужно для чего-то» входит, по-видимому, и обогащение речи и чувств ребёнка, и его «речь в себе», расширяющая смысловой и эстетический пласт его внутренней жизни, желаний, и его упражнения в развитии собственного воображения, и умение фантазировать.

Далее назовём те формы работ на уроках, которые помогают школьнику разобраться и постичь самого себя и весь мир, его красоту и совершенство:

– развитие способности удивляться и восхищаться красотой природных форм, красок, звуков, цветов, что приобщает ребёнка к прекрасному, прививает вкус к Красоте;

– представление воображаемых картин и умение рисовать их с помощью слов;

– развитие способности к сочинительству (в стихотворной и прозаической форме);

– умение возвращаться, всматриваться в написанный текст; глазами стороннего читателя исправлять, улучшать и оценивать свою работу;

– развитие умения рисовать словами, делать словесно-образные зарисовки;

– осмысленный подход к творческому процессу, умение обдумывать и ставить перед собой задачи – о чём писать, с чего начинать, как строить изложение;

– работа со смысловыми (т.е. пунктуационными) знаками, позволяющая чувствовать целостность мысли в тексте и уметь переносить на письмо его интонационный рисунок;

– подготовка одноклассниками сборников, газет, журналов на разные темы; отчёты редактора, его заместителя, художника-оформителя о проводимой работе;

– «сюрпризы» как постоянная устремлённость детей делиться с учителем и одноклассниками результатами, своих творческих поисков, радоваться их положительным оценкам и пожеланиям;

– пять минут Высокой Поэзии – утверждение себя в осмысленном и выразительном чтении лучших поэтических образцов и понимание того, что это доставляет удовольствие слушателям;

– мы – вдумчивые читатели (слушатели); развитие в детях способности вникать в читаемое (слушаемое), помимо содержания улавливать смысл текста – ради чего было написано то или иное произведение, чувствовать его подтексты, замечать приёмы и средства, с помощью которых писатель достигает желаемой силы Слова, эмоционального воздействия на читателя. Про таких детей уже нельзя будет сказать, что они «слушают, да не слышат», и что мимо их внимания могут пройти главные моменты творческого процесса;

– задания, которые подбираются для детей, строятся на глубокой вере в возможности детей; каждая творческая письменная работа предлагается детям с большой надеждой учителя: «Ты сможешь справиться! У тебя получится прекрасный рассказ!»

 

Ниже следует перечень тех форм работы на уроках, которые могут свидетельствовать о жизненности письма:

– умение определять качества героев произведений по их поступкам (сопоставление с собственными);

– умение обсуждать ситуации с противоположных позиций;

– умение ставить вопросы к тексту и обсуждать характеры героев со своей точки зрения;

– составление рассказов по сюжетным картинкам (с использованием прямой, внутренней речи и авторских комментариев);

– мы – баснописцы; развитие умения самоанализа и самооценки;

– мы – соавторы;

– активизация способности стихотворчества по опорным рифмующимся словам;

– активизация творческих поисков детей в нахождении путей проявления мощи сердца;

– умение работать над писательским оригиналом, расширяя и дополняя его; признание детьми совершенства найденного писателем способа раскрытия идеи в художественной форме;

– поощрение учителем ведения детьми дневниковых записей;

– умение размышлять вокруг художественных текстов (поэтических и прозаических);

– обсуждение случаев проявления великодушия, благородства; добрые дела совершаются без шума;

– поиск собственных подходов для раскрытия смысла, содержания прочитанного.

 

Требование естественности письма предполагает не навязывать, не принуждать детей к письму, а выращивать в них потребность писать; не зазубривать грамматические правила, а в самостоятельном творческом поиске «открывать» языковые закономерности. Добровольность действий ученика проявляется не в принудительном выполнении разных письменных заданий, а в свободном творческом горении и предвкушении удовольствия порадовать учителя и одноклассников полётом своей фантазии при сочинении рассказов, сказок, притч, стихотворений, юмористических зарисовок.

 

Частично представляем те письменные работы, которые свидетельствуют об естественности письма:

– умение оживлять события путём использования разных форм речи (авторской, прямой, внутренней, авторских комментариев);

– развитие умения объективировать и преодолевать трудности в процессе письма;

– работа со смысловыми знаками, отображающими на письме интонационный рисунок устной речи;

– утверждение при письме позиции: мы учимся определять, доказывать, оценивать;

– подготовка материалов для пакетов родителям;

– развитие способности своим внутренним взором «читать между строк и записывать прочитанное».

Мы уверены, учитель поймёт главное: позиция ученика, его отношение к учебному предмету являются определяющими в достижении успеха, в творчестве, выращивании в каждом письменной речи как качественно иной ступени в культурном развитии и становлении личности школьника.

 


Приложение

 

 

 

Сюжетная картинка

«Бульдог и малявка»

 

 


 

Сюжетная картинка

«Последний листик»

 

 


 

Сюжетная картинка

«День познаний»

 


Содержание

 

Введение

Развитие нравственных качеств в детях через СЛОВО

 

Темы уроков

1. «Все люди хорошие... Все люди плохие...» (4 класс).

Некоторые пояснения к уроку

2. «Добро творить, что воздухом дышать...» (2 класс)

3. «Маму зовут... мама...

мамочка...» (3 класс)

4. «Заговори, чтоб я тебя увидел...» (4 класс).

Размышления вокруг урока

5. О прямой речи и авторских комментариях (3 класс)

6. «Растим в себе крылья!» (3–4 классы)

7. Мы умеем делать образные зарисовки, рисовать речью (4 класс)

8. Мы учимся понимать и объяснять поступки людей, сопереживать им (4 класс)

9. Мы – соавторы (3–4 классы)

10. «В школьном колодце очень вкусная вода...» (3 класс)

11. Сила бывает добрая и злая (2 класс)

12. Мысли к урокам из серии:

«Мы любим высокую поэзию» (3–4 классы)

(Материал для 5–6 уроков)

13. Приобщение к прекрасному (4 класс)

14. «...Что и не знала я, что я – поэт…» (4 класс)

(О двух стихотворениях Марины Цветаевой)

 

Рубрики уроков, направленные на развитие

творческих возможностей каждого ребёнка

 

Приложение

Сюжетная картинка «Бульдог и малявка»

Сюжетная картинка «Последний листик»

Сюжетная картинка «День познаний»

 

Предыдущая статья:В 4 классе Следующая статья:Аннотация. Курс письменноречевой деятельности как учебный предмет функционируе..
page speed (0.0288 sec, direct)