Всего на сайте:
236 тыс. 713 статей

Главная | Религия

Внутренний смысл 6 страница  Просмотрен 207

1060. [Стих 18] Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.

"Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега" означают тех, которые составляли Древнюю Церковь; "вышедшие из ковчега" означают возрожденных. "Сим" означает внутреннюю Церковь, "Хам" означает развращенную Церковь, "Иафет" означает внешнюю Церковь. "Хам же был отец Ханаана" означает, что от развращенной Церкви, произошло богослужение во внешнем без внутреннего, такое богослужение означается "Ханааном".

1061. Что "сыновья Ноя, вышедшие из ковчега" означают тех, которые составляли Древнюю Церковь, и что "вышедшие из ковчега" являются теми, которые были возрождены, ясно видно из всего последующего.

1062. Что "Сим" означает внутреннюю Церковь, "Хам" означает развращенную Церковь, а "Иафет" означает внешнюю Церковь, также ясно из нижеследующего, где описано качество каждого из них. Как и во всякой другой Церкви, в Древней Церкви находились внутренние люди; люди внутренние, но развращенные; и люди внешние. Внутренними людьми являются те, которые делают милосердие главным принципом веры; людьми же внутренними, но развращенными, являются те, которые делают веру, лишенную милосердия, главным принципом своей веры; а внешними являются те, которые мало думают о внутреннем человеке, но все же совершают дела милосердия и свято соблюдают обряды Церкви. Кроме этих трех видов людей нет других, которые могли бы называться людьми духовной Церкви; и поскольку все они были людьми Церкви, то названы "вышедшими из ковчега". В Древней Церкви те, которые были внутренними людьми, то есть, сделали милосердие главным принципом веры, назывались "Симом"; те же, которые были внутренними, но развратились, сделав главной веру, лишенную милосердия, назывались "Хамом"; тогда как те, которые были внешними и мало размышляли о внутреннем человеке, но все же творили дела милосердия и свято соблюдали обряды Церкви, назывались "Иафетом". О сущности каждого из них будет сказано в дальнейшем.

1063. "Хам же был отец Ханаана" означает, что от развращенной Церкви, произошло богослужение во внешнем без внутреннего, такое богослужение означается "Ханааном". Это также ясно того, что следует, поскольку содержание данного стиха является вводным для следующего. Что "Хам" означает развращенную Церковь, то есть людей, делающих веру, отдельную от милосердия главным принципом своей религии, ясно видно у Давида:

Поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых (Пс. 78:51).

"Первенцы в Египте" прообразовали веру, лишенную милосердия. Что вера называлась первенцем Церкви, может быть видно выше (п. 352, 367); и что поэтому вера названа "начатком силы", как здесь у Давида, может быть видно в Быт. 49:3, где говорится о Рувиме, который, будучи первенцем Иакова, прообразовал веру и был назван "начатком силы". "Шатры Хамовы" являются богослужением, происходящим от такой веры. Что "шатры" означают богослужение, может быть видно выше (п. 414). По этой причине Египет назван "землей Хамовой" (Пс. 105:23, 27; 106:22).

[2] Поскольку люди, которые в Древней Церкви назывались "Хамом", вели жизнь, состоящую из всяких похотей, и только болтали о том, что могли спастись верой, как бы они ни жили, виделись древним черными от жара похотей, и поэтому они назывались "Хамом*". О Хаме сказано, что он был "отцом Ханаана", потому, что такие люди совершенно не заботятся о том, как живет человек, если только он часто посещает церковные службы, так как они все же желают некоторого богослужения. Но для них единственным богослужением является богослужение внешнее; внутреннее же богослужение, принадлежащее исключительно милосердию, они отвергают. Вот почему Хам назван "отцом Ханаана".

1064. [Стих 19] Сии трое были сыновья Ноя, и от них населилась вся земля.

"Сии трое были сыновья Ноя" означают эти три вида учений, которыми, в общем, обладают Церкви; "и от них населилась вся земля" означает, что от них произошли все учения, как истинные, так и ложные.

1065. Что "сии трое были сыновья Ноя" означают эти три вида учений, которыми, в общем, обладают Церкви, было показано выше. В действительности, есть бесчисленное множество менее общих видов учений, но не существует большего количества самых общих видов. Люди, которые не признают милосердие или веру, или внешнее богослужение, не принадлежат никакой Церкви; о них здесь не идет речь, так как говорится о Церкви.

1066. "От них населилась вся земля" означает, что от них произошли все учения, как истинные, так и ложные, это ясно из значения "земли". "Земля" в Слове имеет различные значения. В общем смысле она означает место или область, где есть Церковь, или где она была, как земля Ханаанская, земля Иудина, земля Израилева. Таким образом, она означает в универсальном смысле всякого члена Церкви, так как земля получает свое название от людей, которые населяют её, как это известно из обычной речи. Поэтому в древние времена, когда люди говорили "вся земля" они не понимали под этим весь земной шар, но только землю, где существовала Церковь, таким образом, саму Церковь; как видно от следующих мест в Слове. У Исаии:

Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, сетует, и земля осквернена под живущими на ней, за то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей; ибо окна с [небесной] высоты растворятся, и основания земли потрясутся. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет (Ис. 24:1, 3-6, 18-20).

"Земля" здесь означает людей, живущих на ней, в частности людей Церкви, таким образом, саму Церковь, и опустошенные предметы Церкви, о которых, когда они опустошены, сказано, что они "бесплодны", "сильно потрясены", "шатаются как пьяный", "качаются как колыбель", "упадут, и уже не встанут".

[2] Что "земля" означает человека и, следовательно, Церковь, которая относится к человеку, может быть видно у Малахии:

И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною (Мал. 3:12).

Что "земля" означает Церковь, видно у Исаии:

Разве вы не уразумели из оснований земли? (Ис.

40:21).

Здесь "основания земли" означают основания Церкви. У того же пророка:

Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю (Ис. 65:17; 66:22; Откр. 21:1).

"Новое небо и новая земля" означают царство Господа и Церковь. У Захарии:

Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него (Зах. 12:1).

"Земля" здесь означает Церковь, как и в предыдущих главах Бытия:

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1).

Так совершены небо и земля (Быт. 2:1)

Вот происхождение неба и земли (Быт. 2:4).

Везде "земля" означает Церковь, которая была сотворена, образована и соделана. У Иоиля:

Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся (Иоиль 2:10).

"Земля" означает Церковь и предметы Церкви. Когда они опустошены, то о "небе и земле" сказано, что они поколеблются, а "солнце и луна" помрачатся, то есть любовь и вера.

[3] У Иеремии:

Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, - на небеса, и нет на них света (Иер. 4:23).

Здесь "земля" явно означает человека, в котором нет ничего от Церкви. У того же пророка:

Вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю. Восплачет о сем земля, и небеса помрачатся вверху (Иер. 4:27, 28).

Здесь также понимается Церковь, внешние пределы которой являются "землей", а внутренние – "небесами", о которых сказано, что они помрачаются без света в них, когда больше нет мудрости, происходящей от добра, и разума, происходящего от истины. Тогда земля также является опустошенной, как и человек Церкви, который должен олицетворять Церковь. Что в других местах "вся земля" также означает только Церковь, может быть видно у Даниила:

Зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее (Дан. 7:23).

"Вся земля" означает Церковь и все, принадлежащее Церкви; поскольку в Слове не говорится, как в мирских писаниях, о могуществе монархий, но о святых предметах и о состояниях Церкви, которые здесь означаются "царствами земными".

[4] У Иеремии:

Большой вихрь поднимется от краев земли. И будут пораженные Господом в тот день от конца земли до конца земли (Иер. 25:32, 33).

Здесь "от конца земли до конца земли" означает Церковь и все, принадлежащее Церкви. У Исаии:

Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости (Ис. 14:7).

Здесь "вся земля" означает Церковь. У Иезекииля:

Когда вся земля будет радоваться (Иез. 35:14).

Здесь также "вся земля" означает Церковь. У Исаии:

Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю (Ис. 54:9).

Здесь "земля" означает Церковь, поскольку речь идет о Церкви. Поскольку "земля" в Слове означает Церковь, она также означает и то, что Церковью не является, ибо всякое подобное слово имеет противоположное значение; как например различные земли язычников; вообще все земли вне пределов земли Ханаанской. Поэтому "земля" также означает людей и человека вне Церкви, следовательно внешнего человека – его волю, его собь и т.д.

[5] В Слове "земля" редко означает весь мир, кроме тех случаев, когда она означает состояние всего человечества, принадлежащего Церкви или не принадлежащего ей. И поскольку земля содержит в себе почву, которая также означает Церковь, а почва содержит поле, то слово "земля", определяющее много вещей, имеет множество значений. Что оно означает, ясно из того, о чем идет речь, и к чему оно относится. Из всего этого видно, что выражение "вся земля населилась от сыновей Ноя" не означает весь мир, или все человечество, но все учения, как истинные, так и ложные, которыми обладали Церкви.

1067. [Стих 20] Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.

"Ной начал возделывать землю" означает, в общем, человека, наставленного из положений учения о вере; "и насадил виноградник" означает Церковь, происходящую оттуда; "виноградник" представляет духовную Церковь.

1068. "Ной начал возделывать землю*" означает, в общем, человека, наставленного из положений учения о вере. Это ясно из значения "земли", о котором говорилось выше в п. 268, 566, как о человеке Церкви или, что то же самое, о Церкви; ибо для того, чтобы существовала Церковь, человек должен быть Церковью. Церковь называется "землей" (или почвой), потому что получает семена веры, которые являются истинами и добром веры. "Земля" (как почва) отличается от просто "земли" – которая, как было показано, также означает Церковь – как вера от милосердия. Как милосердие содержит в себе веру, так и "земля" содержит в себе почву. Поэтому, когда о Церкви говорится в общем, тогда она называется "землей", а когда говорится в частности, она называется "почвой", как в этом стихе; ибо общее является совокупностью предметов, от него происходящих. Положения учения, которыми обладал человек Древней Церкви, как уже говорилось, происходили из сохранившихся откровений и перцепции Древнейшей Церкви, в которые они верили, также как в наши дни мы верим в Слово.

Эти положения учения были их Словом. Поэтому слова "Ной начал возделывать землю" означают человека, наставленного из положений учения о вере.

1069. "И насадил виноградник". Что это означает Церковь, происходящую оттуда, а "виноградник" означает духовную Церковь, видно из значения "виноградника". В Слове Церкви часто описываются как "сады", а также как "деревья сада", и даже так называются. Это происходит по причине плодов, приносимых деревьями, которые означают предметы, принадлежащие любви и милосердию; поэтому говорится, что человек "познается по его плодам". Сравнение Церквей с "садами", "деревьями" и "плодами" происходит из прообразов на небе, где иногда проявляются сады невыразимой красоты, соответствующие сферам веры. По этой же причине небесная Церковь изображалась райским садом, в котором были деревья всякого рода; "деревьями" же этого сада означались восприятия той Церкви, а "плодами" – добро любви всякого рода. Однако Древняя Церковь, будучи духовной, изображалась "виноградником", по причине его плодов, а именно гроздей винограда, которые прообразуют и означают дела милосердия.

[2] Это ясно видно из многих мест в Слове, как у Исаии:

Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев (Ис. 5:1-3, 7).

Здесь "виноградник" означает Древнюю Церковь, таким образом, духовную Церковь, и это явно относится к "дому Израилеву"; поскольку "Израиль" в Слове означает духовную Церковь, тогда как "Иуда" означает небесную Церковь. У Иеремии:

Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся; снова разведешь виноградники на горах Самарии (Иер. 31:4, 5).

Здесь "виноградники" означают духовную Церковь, так как речь идет об Израиле, который означает духовную Церковь, как уже говорилось.

[3] У Иезекииля:

Когда Я соберу дом Израилев из народов, тогда они будут жить на ней безопасно, и построят домы, и насадят виноградники (Иез. 28:25, 26).

Здесь "виноградник" означает духовную Церковь, или "Израиль"; "насаждать виноградники" значит наставляться в истинах и в добре веры. У Амоса:

Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница. Посему так поступлю Я с тобою, Израиль (Ам. 4:9, 12).

"Сады" здесь означают предметы Церкви, "виноградники" – духовные предметы Церкви, "смоковницы" – природные предметы, "маслины" – небесные предметы; таким образом "виноградники" означают предметы духовной Церкви, или Израиля. У того же пророка:

И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них (Ам. 9:14).

"Насаждение виноградников" означает распространение духовной Церкви; таким образом "виноградник" означает духовную Церковь, или Израиль.

[4] Поскольку "виноградник" означает духовную Церковь, то её также означает и "виноградная лоза", так как виноградная лоза является частью виноградника; так что они имеют одинаковое значение, представляя как Церковь, так и человека Церкви. У Иеремии:

Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? Я насадил тебя [как] благородную лозу, - самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? (Иер. 2:14, 21).

Здесь "виноградная лоза" означает духовную Церковь, или "Израиль". У Иезекииля:

А ты подними плач о князьях Израиля. Твоя мать была, как виноградная лоза, по твоему подобию посаженная у воды; плодовита и ветвиста была она от обилия воды (Иез. 19:1, 10).

"Виноградная лоза" здесь означает Древнюю духовную Церковь, которая является "матерью", таким образом "Израиль"; откуда также выражение "по твоему подобию". У Осии:

Израиль - ветвистая виноградная лоза, умножает для себя плод (Ос. 10:1).

"Виноградная лоза" означает духовную Церковь, или "Израиль", здесь – опустошенную Церковь. У того же пророка:

Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; Я буду росою для Израиля; сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское (Ос. 14:1, 5, 7).

Здесь "виноградная лоза" означает духовную Церковь, или "Израиль". У Моисея:

Не отойдет скипетр от Иуды доколе не придет Примиритель, Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей (Быт. 49:10, 11).

Это пророчество о Господе. "Виноградная лоза" и "лоза лучшего винограда" означает духовные Церкви.

[5] Притчи Господа о работниках в виноградниках также означают духовные Церкви (Мф. 20:1-16; 21:33-44; Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-16). Поскольку "виноградная лоза" означает духовную Церковь, а главным пунктом духовной Церкви является милосердие, в котором пребывает Господь, и через которое Он соединяет Себя с человеком, и посредством которого Он один совершает всякое добро, поэтому Господь сравнивает Себя с виноградной лозой, и описывает человека Церкви, или духовную Церковь, следующим образом у Иоанна:

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас.

Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15:1-5, 12).

Из этих слов ясно, какой является духовная Церковь.

1070. [Стих 21] И выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным посреди шатра своего.

"И выпил он вина" означает, что он желал исследовать предметы, принадлежащие вере; "и опьянел" означает, что таким образом он впал в заблуждения; "и [лежал] обнаженным посреди шатра своего" означает происходящие оттуда искажения предметов; "середина шатра" означает основание веры.

1071. "И выпил он вина" означает, что он желал исследовать предметы, принадлежащие вере; это ясно из значения "вина. "Виноградник" или " виноградная лоза" означает духовную Церковь или человека духовной Церкви; "виноград", "кисти" и "грозди" являются его плодом и означают милосердие и все, происходящее от милосердия. "Вино" же означает веру, оттуда происходящую, и все, что ей принадлежит. Таким образом, "виноград" является небесным началом этой Церкви, а "вино" является духовным началом этой Церкви. Первое, или небесное, исходит от воли, последнее, или духовное, исходит от разума. Что Ной "выпил вина" означает, что он желал исследовать предметы веры по рассудку, видно из того, что он опьянел, то есть впал в ошибки. Ибо человек этой Церкви не имел перцепции, которую имел человек Древнейшей Церкви, но должен был узнавать, что является добрым и истинным из положений учения веры, собранных и сохраненных от перцепции Древнейшей Церкви; такое учение было Словом Древней Церкви. Так же как и Слово, положения учения веры были во многих случаях таковы, что без перцепции в них не могли поверить; ибо духовные и небесные предметы бесконечно превышают человеческое понимание, и поэтому возникает рассудочность. Но человек, отказывающийся верить им, пока их не поймет, никогда и не сможет поверить, как часто было показано прежде (п. 128-130, 195, 196, 215, 232, 233).

[2] Что "грозды винограда" в Слове означают милосердие и все, принадлежащее милосердию, и что "вино" означает веру, происходящую от милосердия, а также предметы веры, ясно видно из следующих мест. У Исаии:

У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды (Ис. 5:1, 2, 4).

Здесь "грозды" означают милосердие и его плоды. У Иеремии:

До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице (Иер. 8:13).

Здесь "виноградная лоза" означает духовную Церковь, а "виноградины" – милосердие. У Осии:

Как виноград в пустыне Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших (Ос. 9:10).

"Израиль" означает Древнюю Церковь; "виноград" означает то, что она была наделена милосердием. Эти слова употребляются в противоположном смысле, когда "Израиль" означает сыновей Иакова. У Михея:

Ни одной грозди для еды, ни первой зрелой смоквы, которой желает душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми (Мих. 7:1).

"Гроздь" означает милосердие, или то, что является святым; "первая зрелая смоква" означает веру, или то, что является праведным.

[3] У Исаии:

Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится молодое вино, тогда говорят: `не повреди ее, ибо в ней благословение' (Ис. 65:8).

Здесь "кисть" означает милосердие, а "молодое вино" – добро милосердия и истины, оттуда происходящие. У Моисея:

Он моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Быт. 49:11).

Это пророчество о Господе. "Вино" означает духовное, происходящее от небесного, "кровь гроздов" – небесное по отношению к духовным Церквям. Таким образом, "грозды" означают само милосердие, а "вино" – саму веру. У Иоанна:

И иной Ангел, сказал: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды (Откр. 14:18).

Говорится о последних временах, когда нет никакой веры, то есть, когда нет никакого милосердия. Ибо не существует никакой иной вера, кроме происходящей от милосердия, которая по существу является самим милосердием. Поэтому, когда говорится, что больше нет никакой веры, как в последние времена, это означает, что нет никакого милосердия.

[4] Как "грозды" означают милосердие, так "вино" означает веру, происходящую от милосердия, поскольку вино получается из гроздьев винограда. Это может быть видно из отрывков, уже приводимых ранее о винограднике и о виноградной лозе, а также из следующих. У Исаии:

Исчезло с Кармила веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование (Ис. 16:10).

Это означает, что духовная Церковь, которая является "Кармилом", опустошена; никто "не топчет виноград в точилах" означает, что больше нет никого, состоящего в вере. У того же пророка:

Сожжены обитатели земли, и немного осталось людей. Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все веселившиеся сердцем уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. Плачут о вине на улицах (Ис.

24:6, 7, 9, 11).

Здесь говорится об опустошенной Церковь, "вино" означает истины веры, которые ни во что не ставятся. У Иеремии:

Матерям своим говорят они: `где хлеб и вино?', умирая, подобно раненым, на улицах городских (Плач. 2:12).

"Где хлеб и вино" означает, где любовь и вера; "улицы города" означают истины здесь, как и в других местах в Слове; быть "раненным" значит не знать, что является истинами веры.

[5] У Амоса

И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них (Ам. 9:14).

Это сказано о духовной Церкви, понимаемой под "Израилем", к которой относятся слова "насадят виноградники и будут пить вино", когда она станет такой, чтобы иметь веру, происходящую от милосердия. У Софонии:

Они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить (Соф. 1:13; Ам. 5:11).

Здесь описано противоположное состояние, когда духовная Церковь опустошена. У Захарии:

Как герой будет Ефрем; возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их в возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе (Зах. 10:7).

Это сказано о доме Иуды, что он будет таким от добра и истин веры. У Иоанна:

Елея же и вина не повреждай (Откр. 6:6).

Означает, что никакой вред не должен быть нанесен небесному и духовному, то есть принадлежащему любви и вере.

[6] Поскольку в Иудейской Церкви "вино" означало веру в Господа, то возлияние вина в жертвах также прообразовало веру (Чис. 15:2-15; 28:11-15, 18-31; 29:7-39; Лев. 23:12, 13; Исх. 29:40). Поэтому у Осии сказано следующее:

Гумно и точило не будут питать их, и [надежда] на виноградный сок обманет их. Не будут они жить на земле Господней: Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое. Не будут возливать Господу вина, и неугодны Ему будут жертвы их (Ос. 9:2-4).

Это относится к Израилю, или к духовной Церкви, и к тем людям в ней, которые извращают и оскверняют святыни и истины веры, желая исследовать их посредством познаний и рассуждений. "Египет" означает знание, "Ассирия" – рассуждение, "Ефрем" – того, кто занимается рассуждениями.

1072. "И опьянел" означает, что таким образом он впал в заблуждения. Это ясно из значения "пьяного человека" в Слове. "Пьяными" называются люди, которые не верят ни во что, кроме того, что они постигают разумом, и которые по этой причине исследуют тайны веры. А поскольку они это делают посредством чувственного восприятия, или памяти, или философии, то человек, будучи таким, каков он есть, не может не впасть, как следствие, в заблуждения. Ибо человеческое мышление является совершенно земным, плотским и материальным, поскольку оно происходит от земных, плотских и материальных вещей, которые постоянно прилипают к нему, и на которых основываются понятия его мышления. Поэтому думать и рассуждать из них о Божественных предметах значит впадать в заблуждения и искажения; с такой позиции так же невозможно обрести веру, как верблюду пройти сквозь игольное ушко. Заблуждение и безумие, оттуда происходящее, называется в Слове "опьянением". Более того, души или духи, которые в другой жизни рассуждают об истинах веры и против них, уподобляются пьяным людям и ведут себя подобным образом; о них, по Божественному милосердию Господа будет сказано позднее.

[2] Духи совершенно четко отличаются друг от друга в отношении того, обладают ли они верой милосердия или нет. Обладающие такой верой не рассуждают об истинах веры, но говорят, что это так, и, насколько это возможно, утверждают это посредством чувств, знаний и аналитических доводов. Но как только возникает что-то неясное, чего они не могут постигнуть, они отбрасывают это, и никогда не позволяют подобным вещам вводить их в сомнение, говоря, что существует очень немного того, что они могут понять, и поэтому считать что-либо не истинным по той причине, что они этого не понимают, было бы безрассудством. Это те, которые пребывают в милосердии. Однако не имеющие веры милосердия, напротив, желают только рассуждать о том, является ли предмет истинным, и знать, почему это так, говоря, что если они не могут знать, почему это так, они не могут поверить, что это действительно так. По одному этому они сразу же узнаются как те, которые не имеют вообще никакой веры, признаком чего является не только то, что они сомневаются относительно всего, но также и отрицают это в сердце. Когда они наставляются в том, каково положение дел, они все равно остаются в своем недоверии, выдвигая разные возражения, и никогда не соглашаются. Те, которые так упорствуют, нагромождают заблуждения на заблуждения.

[3] Такие люди, или им подобные, в Слове названы "пьяными от вина или от крепких напитков". Как у Исаии:

Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет [чистого] места. А [говорят]: `кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов [матери]? (Ис. 28:7-9).

Ясно, что здесь понимаются такие люди. У того же пророка:

Как скажете вы фараону: `я сын мудрецов, сын царей древних?' Где они? где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе, что Господь послал в него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей (Ис. 19:11, 12, 14).

"Пьяный" здесь означает тех, которые желают из научных знаний исследовать духовные и небесные предметы. "Египет" означает такие знания, поэтому он сам называется "сыном мудрецов". У Иеремии:

Предыдущая статья:Внутренний смысл 5 страница Следующая статья:Внутренний смысл 7 страница
page speed (0.0305 sec, direct)