Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Религия

Глава 30. В каких постыдных благополучиях желали бы утопать те, которые жалуются..  Просмотрен 158

  1. Глава 31. С какою постепенностью развращения возрастала в римлянах страсть..
  2. Глава 32. Об учреждении театральных представлений Да, вы, еще не знающие или де..
  3. Глава 33. О пороках римлян, которых не исправило разорение отечества Умы ..
  4. Глава 35. О тайных сынах церкви между нечестивыми и о ложных христианах внутри ц..
  5. Глава 36. О каких предметах надлежит говорить в дальнейшем рассуждении Но..
  6. Глава I. О пределе, до которого обязательно вести рассуждение Если бы св..
  7. Глава II. О том, что сказано в первой книге Итак, в предыдущей книге, ког..
  8. Глава III. О том, что надлежит обращаться к истории, из которой открывается..
  9. Глава IV. О том, что чтители богов никогда не получали от своих богов никаких пр..
  10. Глава V. О мерзостях, которыми чтили мать богов её поклонники Судьею в э..
  11. Глава VI. Боги языческие никогда не делали священным учения о добродетельн..
  12. Глава VII. Открытия философские, не имеющие авторитета божественного, бесполезны,..

В каких постыдных благополучиях желали бы утопать те, которые жалуются на христианские времена

Если бы жив был еще ваш знаменитый Сципион, бывший некогда первосвященником, которого выбрал весь сенат, когда искал самого достойного мужа для отправления фригийского культа14) в ужасное время пунической войны, которому вы не посмели бы, пожалуй, взглянуть и в глаза, – он сам удержал бы вас от этого бесстыдства. Ибо почему, будучи угнетаемы несчастьями, жалуетесь вы на христианские времена, как не потому, что желали бы спокойно наслаждаться своею роскошью и предаваться распущенности развращенных нравов, не тревожась ничем неприятным? Ведь не для того же желаете вы сохранения мира и изобилия богатств всякого рода, чтобы этими благами пользоваться честно, т. е. скромно, трезво, умеренно и благочестиво, а для того, чтобы изведать бесконечное разнообразие наслаждений ценою безумной расточительности, из-за чего в нравах ваших среди благополучия возникло бы такое зло, которое было бы гораздо хуже самых свирепых врагов.

А Сципион тот, ваш великий первосвященник, муж, по мнению целого сената, самый достойный, страшась подобного рода бедствий, не хотел, чтобы был разрушен Карфаген, тогдашний соперник римского государства, и возражал Катону, требовавшему его разрушения, ибо опасался беспечности, этого извечного врага слабых душ, полагая при этом, что страх так же необходим для граждан, как опекун для сирот. И мнение его оказалось верным: история показала, что он говорил правду. Ибо, когда Карфаген был разрушен, т. е. когда великая гроза римского государства была рассеяна и уничтожена, то за этим немедленно последовало столько возникших из благополучия зол, что сперва жестокими и кровавыми мятежами, потом сплетением несчастных обстоятельств и даже междоусобными войнами было произведено столько убийств, пролито столько крови, порождено столько жестокой жадности к конфискации имуществ и грабежам, что те самые римляне, которые страшились при неиспорченной жизни зла от врагов, с утратою этой неиспорченности потерпели от сограждан зло гораздо худшее. И сама та страсть господствовать, которая более других пороков человеческого рода присуща была всему римскому народу, одержав победу в лице немногих сильнейших, придавила игом рабства и остальных, изнемогших от усилий и изнурения.

 

 

Предыдущая статья:Глава 29. Что должна отвечать христианская семья неверным на укор, что Хри.. Следующая статья:Глава 31. С какою постепенностью развращения возрастала в римлянах страсть..
page speed (0.091 sec, direct)