Всего на сайте:
210 тыс. 306 статей

Главная | Религия

Глава 24. Тою добродетелью, которою превзошел Катона Регул, гораздо более превос..  Просмотрен 166

  1. Глава 25. Не следует избегать греха посредством греха Но следует-де остер..
  2. Глава 26. Как надобно смотреть на дела, которые совершить непозволительно, когда..
  3. Глава 27. Следует ли прибегать к самоубийству во избежание греха Остается..
  4. Глава 28. Почему Бог попустил сладострастию врагов совершить грех над тела..
  5. Глава 29. Что должна отвечать христианская семья неверным на укор, что Хри..
  6. Глава 30. В каких постыдных благополучиях желали бы утопать те, которые жалуются..
  7. Глава 31. С какою постепенностью развращения возрастала в римлянах страсть..
  8. Глава 32. Об учреждении театральных представлений Да, вы, еще не знающие или де..
  9. Глава 33. О пороках римлян, которых не исправило разорение отечества Умы ..
  10. Глава 35. О тайных сынах церкви между нечестивыми и о ложных христианах внутри ц..
  11. Глава 36. О каких предметах надлежит говорить в дальнейшем рассуждении Но..
  12. Глава I. О пределе, до которого обязательно вести рассуждение Если бы св..

Тою добродетелью, которою превзошел Катона Регул, гораздо более превосходят христиане

Те, против кого направлена наша речь, не хотят, чтобы мы Катону предпочитали праведного мужа Иова, который счел лучшим смиренно терпеть столь ужасные страдания, чем разом избавиться от них, приняв насильственную смерть, или других святых, о которых говорят наши облеченные высшим авторитетом и заслуживающие абсолютного доверия священные книги, – которые мужественно сносили плен и владычество врагов и не кончали жизнь самоубийством. Из тех же мужей, которые описаны в их творениях, этому самому Марку Катону мы предпочитаем Марка Регула. Катон никогда не побеждал Цезаря, которому не захотел покориться, и, чтобы не покориться, решился себя умертвить. Между тем Регул побеждал карфагенян, и римскому государству как римский полководец доставил победу не над согражданами, такая победа заслуживала бы скорби, а над врагами его; но потом, побежденный ими, захотел лучше терпеть их, перенося рабство, нежели освободиться от них при помощи смерти. Поэтому, находясь под владычеством карфагенян, он сохранил терпение и неизменность своей любви к Риму, оставляя свое побежденное тело врагам, а непобедимый дух – гражданам. Если он не захотел умертвить себя, то сделал это не из любви к жизни. Это он доказал, когда ради исполнения данной им клятвы возвратился к тем же врагам, которым он гораздо более нанес вреда в сенате словами, нежели в сражении оружием. Итак, если этот до такой степени не дороживший жизнью человек предпочел лучше окончить ее среди свирепых врагов в каких угодно казнях, чем умертвить самого себя, то он, несомненно, считал самоубийство великим злодеянием.

Среди всех своих достохвальных и знаменитых мужей римляне не укажут лучшего, которого ни счастье не испортило, ибо при всех своих великих победах он остался человеком бедным, ни несчастье не сломило, ибо он бесстрашно пошел навстречу столь великим бедствиям. Если же самые знаменитые и мужественные защитники земного отечества и почитатели пускай и ложных богов, но почитатели неложные и верные блюстители своих клятв, имея право по обычаю войны убивать себя в случае поражения и при этом нисколько не боясь смерти, предпочитали лучше терпеть господство победителей, чем совершать самоубийство; то насколько же более должны воздерживаться от этого злодеяния христиане, чтущие истинного Бога и вздыхающие о небесном отечестве, если божественная воля, ради ли испытания, или исправления, подвергнет их временно власти врагов, – христиане, которых в этом уничижении не оставит Тот, Кто, будучи Высочайшим, явился ради них в таком уничижении, – которых притом никакие распоряжения военной власти или права войны не принуждают убивать даже и побежденного врага? Итак, какое пагубное заблуждение заставляет человека убивать себя только потому, что против него согрешил или не согрешил враг, когда самого этого врага, уже согрешившего или еще только собирающегося согрешить, он не смеет убивать?

 

 

Предыдущая статья:Глава 23. Как смотреть на пример Катона, который умертвил себя, не перенос.. Следующая статья:Глава 25. Не следует избегать греха посредством греха Но следует-де остер..
page speed (0.0094 sec, direct)